Что такое сток и откуда он берется?

Cток произошло от английского stock, которое в свою очередь переводиться, как «запас» или «хранить на складе». То есть, магазин стока – это магазин, который торгует товарными остатками. Первые стоки появились пару десятилетий тому назад, появились они от того, что, несмотря на все ухищрения торговых сетей, в конце каждого сезона на руках у них оставались значительные запасы одежды прошлой коллекции. Что уменьшало скорость оборачиваемости капитала и связывало финансы компании. С этим нужно было как-то бороться. И тогда кому то пришла в голову идея открыть отдельный магазин, в котором будут продаваться лишь такие вот остатки одежды и обуви. Идея прижилась и вскоре сегмент стока занял значимое место на рынке и его позиции, вполне устойчивы и продолжают расти. В Европе и США, где люди считают каждый цент, этот бизнес давно уже вышел на большие обороты и часто даже конкурирует с объемами продаж новых коллекций. Сток магазины в Украине популярными стали после кризиса, когда цены на турецкий и даже китайский товар значительно выросли и представители среднего и ниже среднего класа уже не могли себе позволить такую дорогую одежду.

Главная особенность стоков в том, что все вещи продаются здесь с огромной скидкой. Размер скидки от цены фирменных магазинов может составлять 70-80%.

Всего существует несколько источников стокового товара и соответственно видов стока:

1. Перепроизводство на фабрике.
Так называемый заводской или фабричный сток– это оригинальная одежда и обувь, которые по разным причинам не ушли со склада фабрики. Причины могут быть следующего характера. Излишки: после отшива партии есть остатки ткани, поскольку деньги в нее уже вложены и продать ткань намного сложнее, чем готовые изделия, фабрика дошивает дополнительное количество одежды и реализует их через стоковых оптовиков, которые готовы напрямую покупать большие партии. Еще одна причина может быть в отказе торговой сети от всей или части партии, поскольку швейным фабрикам, как и любому другому бизнесу нужны оборотные средства, они стараются как можно быстрее все это сбыть. И кому как вы думаете? Правильно, конечно же стоковым компаниям.

2. Сток дилеров
Этот тип стока – который куплен оптовиками Данная одежда – это продукция, купленная оптовиками у официальных производителей, но которую они не продали в магазины в полном объеме. В Европе средний срок жизни коллекции составляет 3 месяца, в некоторых сетях этот термин составляет от 2 недель до одного месяца. И потому если, в коллекции 9000 единиц, а сети закупили только 5000, то компания должна или искать новых клиентов, или обращаться к стоковым оптовикам. С этим видом стока нужно быть очень аккуратным, так как некоторые дилеры под видом новых коллекций пытаются продать сток 5, а то и 10 летней давности.

3. Складской сток
Этот тип стока можно выделять, как отдельный вид стока, а можно отнести к торговым сетям или остаткам дилеров. Этот сток по качеству и комплектации лучше магазинного, так как практически весь упакован, с бирками и без мелкого брака, который может появиться при примерках в магазинах. Также важной характеристикой данного вида является наличие размерных рядов.

4. Стоки торговых сетей
Основная масса стока, которая поступает в Украину относится именно к этому типу. На Западе это также наиболее распространенный тип стока. Это одежда, которую не распродали за сезон и после скидок, снимают и накапливают на специальных складах, для последующей продажи оптовикам или отправки в стоковые магазины Европы.

Жизненный цикл стока:

В магазин приходит новая коллекция одежды, какого либо бренда. Устанавливается первоначальная цена. Открою Вам секрет и скажу, что наценка может составлять 1000 и более % от себестоимости. Часть партии реализуется по наивысшей цене. После некоторого времени на одежду делают скидку 20-30% и по этой цене продается еще какой-то объем. В конце сезона устраивается финальная распродажа 70-90% и еще что-то удается продать. Но все эти распродажи все равно не дают возможности распродать весь товар, в результате часть одежды и обуви остается. Что делать с данным товаром? Вариант номер один – отправить его на склад, второй оставить висеть в торговом зале.

Но ни один из этих вариантов магазин не устраивает, по целому ряду причин. За время распродажи все равно удаётся распродать только незначительную часть коллекции; ситуация когда в одном зале продаются и остатки, и новая коллекция ставит покупателей того и другого товара в неловкое положение: кто-то чувствует себя не комфортно, приобретая товар со скидкой, а другим не по статусу заходить в магазин с распродажами. Также в данном случае, ценовая политика компании становится непонятной для клиента: так как он видит на соседних полках товары, идентичные по качеству, но с большой ценовой разницей. Всё это негативно отображается на бренде. Еще один минус в том, что одежда старых коллекций занимает место в торговом зале, а это сильно понижает прибыль с одного квадратного метра. И, конечно же, нужно помнить, что в непроданной одежде «замораживаются» деньги, которые вынимаются нами из оборота и которые за это время принесли бы намного больше прибыли.

Таким образом, перед владельцами магазинов встает целый ряд проблем, которые нужно решать. Выходов из данной ситуации много. Можно организовать специальный магазин или несколько, которые будут решать задачу накопления и реализации остатков с большим дисконтом. Эти магазины будут еще и расширять целевую аудиторию бренда, привлекая тех клиентов, которые не могут позволить себе покупать данную марку без скидок. Но такой вариант подходит только крупным сетям, которым рентабельно открывать магазин или сеть магазинов стока, и при этом они смогут постоянно обеспечивать их товаром.

Еще одним выходом из ситуации, может быть продажа одежды уже существующей стоковой сети или оптовикам. Это позволит продавцам "избавиться" от одежды и обуви, которая по каким-то причинам не была продана. Цена реализации такого товара конечно будет в несколько раз ниже розничной в магазине, но проблемы, о которых упоминалось выше, решаются. Также, фирменные бутики с помощью оптовиков, избавляются от неполных размерных рядов (даже если эта одежда из последней коллекции, и просто не предвидится ее следующей поставки).